Резьбу по рогам носорога, костям, зубам кашалота считают древнейшим видом искусства. Сегодня рельефные и ажурные изделия имеют художественную ценность и сравнимы по стоимости с ювелирными украшениями. Поделки привлекают филигранными линиями и многогранным декором. О традициях разных народов, современных техниках и мастерах читайте в обзоре.
Содержание материала
Косторезный промысел появился в период формирования цивилизации. Все началось с изготовления бытовых предметов в античные времена: ложек, секир, наконечников, иголок, ритуальных предметов. Причем мастера умели работать с разными материалами, декорировать их плоскими и объемными орнаментами. Об этом свидетельствуют искусные поделки времен Минойской цивилизации (2700–1390 гг. до н. э.). Исторические факты и археологические раскопки подтверждают, что в каждой стране декоративно-прикладное ремесло имело свои традиции.
В то время умельцы создавали статуэтки целиком из слоновой или кости мамонта. Греки делали статуи в рост человека. Только заготовки высекали из дерева и оклеивали костными пластинами, лица вырезали из бивней крупных млекопитающих. Для волос, одежды, аксессуаров использовали золото. Такие скульптуры называли «хрисоэлефантинные». О популярности этой техники можно судить по фото фрагментов фигур Зевса и Афины из археологического музея Дельф. Они послужили образцами для европейских косторезов.
На выбор сюжетов влияли мифология и традиции. Поскольку изделия скупали коллекционеры, резчики стремились разнообразить тематику. В XI в. начался расцвет византийских костяных икон. Золотой век пришелся на 1229-1380 гг. Мастера вырезали лики святых, создавали диптихи в виде развернутых книг, украшали декоративными накладки. Вручение таких картин стало ритуалом при назначении консулов.
В Китае резьба по кости возникла примерно 30000-10000 лет до н. э., когда на равнине реки Хуанхэ стадами ходили слоны. В эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) художники из бивней вырезали:
Мастерам Китая удалось создавать настоящие шедевры из слоновой кости. Это были ажурные шары с гравировкой, где каждая сфера вращается одна в другой. Европейцы назвали их «дьявольскими шарами». В это же время сформировались Пекинская и Кантонская школы, где учеников обучали тонкостям художественной резьбы. В ХХ в. резчики в своем деле достигли совершенства. В 1915 г. посетителей Панамской ярмарки поразила инсталляция с 25-ю вращающимися сферами.
Фото с резьбой на дверях Янтарного Дворца, инкрустацией во Дворце Майсура и Золотого Храма свидетельствуют о развитии прикладного искусства в архитектуре. О нем упоминают Ведические тексты, называя «благороднейшим ремеслом».
Особую ценность для музеев представляют предметы из бивней слонов датируемые II- I вв. до н. э. Археологам удалось найти древние шпильки, палочки для подводки глаз, шахматные фигуры. Сегодня Керальские мастера специализируются на изображениях ликов богов в храмовых комплексах. Майсурские занимаются декорированием мебели и интерьерных предметов. Ремесленники из Западной Бенгалии вырезают фигурки из кости, слонов, браслеты, статуэтки богини Дурги.
Художники Италии и Франции переняли стиль византийских мастеров. Они вырезали полиптихи с сюжетами из романов, подвиги Ланселота, Мадонну с младенцем. Мастера украшали интерьеры, мебель, предметы обихода. Эти и другие поделки из кости: гребни, гребенки, шкатулки охотно скупали коллекционеры.
Со времени усложнялись формы, детали становились мельче и изящнее. Небольшие фигурки людей с выразительными лицами смотрелись реалистично. Развитие искусства в Европе целиком зависело от поставок сырья. На 95% это были бивни африканских слонов, 5% — кости или зубы мамонта, клыки моржей из северных стран.
Народный промысел сформировался в средние века с появлением спроса на изящные вазы, ларцы, аксессуары. В разных городах начали открываться мастерские, но столицей стал Новгород. Мода на резьбу распространилась в северные регионы. Этому способствовал доступ к ископаемым костям древних животных.
В далекие времена в долинах рек водились крупные млекопитающие, и проблем с материалом не возникало. К тому же север был воротами для купеческих караванов, двигавшихся на запад и восток, привозивших на продажу резные предметы. Они служили образцами для работы.
Русские мастера переняли технику и в XII – XVIII вв. открыли школы. Резчики по кости поставляли на рынок изделия для практического использования и быта, а также украшения. В допетровские/ петровские времена умельцев из нижегородских и северных провинций приглашали в мастерские Москвы и Санкт-Петербурга.
Знаменитых братьев Шешениных вызывал в столицу сам царь для реставрации костяного трона в Оружейной Палате, сделанного руками греческих мастеров. Примечательно, что искусные мастера получали такие же гонорары, как и ювелиры.
В следующим столетии витиеватые завитки уступили место геометрическому орнаменту, сложные формы заметно упростились. К середине XIX века стали популярные пирамиды из цветочных головок на сетке, ромбы, круги.
За многие века в стране сложились уникальные традиции и техники обработки сырья:
Техника получила такое название XVII–XVIII вв. в честь села Холмогоры, что в Архангельской губернии. Там жили мастера, создававшие витиеватые растительные орнаменты со сквозными отверстиями. Затем их шлифовали и покрывали краской. Для декоративного эффекта на зубах кашалотов применяли инкрустацию и гравировку. В XVIII – XIX вв. на клыках моржей начали вырезать рельефные лики святых.
В холмогорской технике выполнены:
Известно, что в спальне у Екатерина I стояли холмогорские ларцы, а у мастера О. Дудина заказывал шахматы князь Павел Петрович. В 1799 г. Н. Верещагин для царской четы вырезал парные вазы.
Самобытная косторезная практика сформатировалась в XV–XVII вв. в подмосковном городке Хотьковске послушниками Троице-Сергиевского монастыря. Из рогов крупных животных, перламутра, самшита, твердой древесины они вырезали панно для стен, кольца, броши, кресты. Отполированные крышки шкатулок и ларцов украшали букетами, фигурками, этническими орнаментами.
В работе художники также использовали рельефную технику. На трубчатых костях с помощью острых инструментов рисовали сюжеты сказок, создавали скульптуры по мотивам басен И. А. Крылова. В 1947 году они объединились в артель «Народное искусство», позже ставшее знаменитой фабрикой.
Так называют выделку разных узоров на дереве кости в Республике Саха. В музее народного творчества выставлены предметы художественной ценности XVIII в.
Из оленьих рогов они создавали:
Позже распространение получили фигурки животных из бивней. Аксессуары удивляли тонкостью ажурной резьбы, орнаментом в косую клетку, извилистыми линиями. Расцвет народного промысла стал поводом для открытия в 1945 г. художественного училища. В 1968 г. после интеграции артелей образовалась фабрика «Сардаана» по выпуску декоративных сувениров, подарков ручной работы.
Резьба по кости у народа Севера возникла в середине XVII в. В то время в моде были костяные четки, игральные кости, курительные изящные трубки. Местная знать, стараясь подражать столичным аристократам, решила помочь развитию ремесла в провинции.
По их инициативе в 1874 г. была открыта мастерская С. И. Овешковой. Самобытный тобольский стиль складывался годами. Визитной карточкой творческой артели стали миниатюрные скульптуры из бивней мамонтов, рогов лосей и цевки.
Удивительной красоты поделки из кости делают народы Севера. История бурного развития промысла началась с XIX в. после появления сюжетной гравировки. В Пегтымельских петроглифах мастера нашли подсказки для обработки и полировки материала и стали создавать тематические коллекции из моржовых клыков и не только.
Кроме статичных фигурок, вырезали моржей, нерп, медведей в движении. Для резьбы по кости для народов Севера открыли пять косторезных артелей в Уэлене и Дежневе. Спустя 30 лет чукотские художники стали создавать скульптурные группы и сложные композиции
Промысел начал развиваться в Варнавино в 1970 благодаря выпускнику Холмогорского училища. Вскоре сюда съехались из соседних областей художники-косторезы и начали создавать утилитарные и декоративные предметы в русской традиции.
В музее Нижегородской области выставлены предметы с ажурной, рельефной и чеканной резьбой. Сегодня творческий коллектив ООО «Варко» из костей и рогов оленей создает авторские предметы декора, аксессуары, церковную утварь. Каталог включает около 300 наименований. Работы резчиков ежегодно экспонируют на выставках Европы и Америки.
Вид предметов зависит не только от ловкости рук резчика, но и от материала. Раньше для работы на севере брали кости мамонта. Из бивня получались высокие скульптуры с темным оттенком. Сегодня используют ископаемые клыки моржа, позвонки кита, рога и цевку – трубчатые берцовые кости крупных животных.
Слоновая кость податлива в обработке, но запрет на ее использование вынудил ремесленников искать альтернативу. Теперь ее печатают на 3D принтерах из синтетической смолы, мелкодисперсных частиц фосфата кальция, инкрустируют пластиком. Имитация не умаляет красоты ручной резьбы.
Сначала нужно купить обработанную кость. Прежде чем упаковать, поставщики ее обезжиривают, отбеливают и нарезают по размерам. Цевку многие распиливают самостоятельно, очищают и варят 30 минут. Воду сливают и кипятят с кальцинированной содой 1,5 часа. Спустя полсуток снова ставят огонь, но томят уже с пищевой сдой. Цевка становится белой и пластичной.
В работе не обойтись без базового инвентаря. У мастера под рукой должны быть инструменты:
Для работы с материалом пригодится пирографический прибор.
Разобраться в технологии резьбы поможет пример создания фигурки кота из бивня мамонта весом 1 кг.
Этапы:
Длинный путь развития прикладного искусства, таланты мастеров и различные техники позволяют создавать настоящие шедевры. Не зря костяные поделки занимают обширный сегмент рынка народных промыслов России и представляют эстетическую ценность. Художники выставляют экспонаты на международных выставках, в музеях, вызывают восхищения коллекционеров. В будущем по ним будут изучать историю развития промысла и совершенствовать техники резьбы.